Инновационная Площадка федерального уровня «Мир головоломок»
В 2021 году МБДОУ «Детский сад № 183» г.о. Самара присвоен статус федеральной сетевой инновационной площадки по теме: "МИР ГОЛОВОЛОМОК" смарт-тренинг для дошкольников АНО ДПО НИИ дошкольного образования "Воспитатель России".
Цель программы: развитие умственных и творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами игрового набора "МИР ГОЛОВОЛОМОК" в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Головоломка - один из наиболее интересных и доступных способов заниматься «зарядкой для ума» вместе с ребёнком и наладить прочную родительскую связь.
Смарт-тренинг для дошкольников «МИР ГОЛОВОЛОМОК» автора-составителя Ирины Ивановны Казуниной, поможет развивать у детей умственные и творческие способности через игры-головоломки, а также познакомить дошкольников с разными видами головоломок.
Авторы игрового набора «МИР ГОЛОВОЛОМОК» руководствовались принципами «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям», способствующими поддержанию у ребенка интереса и веры в свои возможности в результате самостоятельно выполненного задания и создания условий для умственного и творческого развития личности дошкольника, способного к достижению цели.
В основе игрового набора использованы авторские разработки Владимира Ивановича Красноухова, кандидата технических наук, изобретателя многочисленных развивающих игр и механических головоломок, почётного члена Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов.
Ирина Ивановна Казунина – научный руководитель инновационной площадки «МИР ГОЛОВОЛОМОК» для развития интеллектуальных способностей детей в условиях ДОО и семьи».
Заместитель руководителя федерального экспертного совета Всероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России», руководитель методической службы АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», Отличник народного просвещения РСФСР, соавтор комплексной образовательной программы «Теремок» и образовательного модуля «Мультстудия» в программе STEM-образование, автор многочисленных публикаций, методического и экспертного сопровождения игр и игрушек, технологии смарт-тренинг для дошкольников, г. Москва.
Дети, увлекающиеся головоломками способны решить любые жизненные задачи легко!
Участниками инновационной площадки в старшей и подготовительной группах ДОУ организованны и пополнены уголки по развитию логического мышления "Мир головоломок". Воспитатели углублённо работают в этом направлении, учитывая возрастные особенности детей. Учат детей свободно пользоваться анализом, сравнением, обобщением, классификации предметов. Дети с помощью взрослых через игровые занятия обучаются простейшим логическим операциям.
Повышение квалификации "Мир головоломок"
Воспитатели: Мицукова Л.В., Савкина Т.Р. получили удостоверения повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии смарт-тренинг".
Обзорная статья «Мир головоломок»
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости любознательности»
В. А. Сухомлинский
XX1 век – это век информационных технологий. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.
Необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала. Известный психолог Л.С. Выготский сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления.
Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики настоящего времени.
Дошкольники с развитым интеллектом более уверены в своих силах, быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке. Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в период школьного обучения. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления. Одним из средств развития логического мышления является головоломка - непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.
Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется только в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Игры-головоломки служат своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной и свободной деятельности.
Нашему дошкольному учреждению в сентябре 2021 г. присвоен статус инновационной площадки федерального уровня "Образовательный модуль "Мир головоломок" смарт-тренинг для дошкольников".
Научным руководителем проекта является Казунина Ирина Ивановна, руководитель методической службы АНО ДПО "НИИ дошкольного образования "Воспитатели России", заместитель руководителя федерального экспертного совета ВОО "Воспитатели России" и создатель игрового набора "Мир головоломок" смарт-тренинг для дошкольников.
Реализация проекта осуществляется в виде смарт-тренинга – это метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленной цели, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости.
Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию.
Дети очень активны в восприятии головоломок. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
В ходе знакомства ребят с головоломками, педагоги предлагают вначале детям рассмотреть её. Дети узнают название игры, рассматривают внешний вид фигур, определяют, на что они похожи. Затем педагог предлагает подумать, как можно решить головоломку. Если дети не знакомы с данной игрой, педагог на примере одной показывает, как нужно решать головоломку.
От решения головоломок с помощью воспитателя (частичные подсказки, наводящие вопросы, подтверждение верного хода решения) воспитанники переходят к самостоятельным действиям.
Развитие логического мышления напрямую связано с возрастными особенностями детей.
От наглядно-действенного мышления в раннем возрасте, когда дети уже способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами идет развитие образного мышления и увеличение объема памяти в среднем возрасте. Основные достижения среднего возраста связаны с развитием игровой деятельности: развитием образного мышления и воображения, памяти, внимания, познавательной мотивации, совершенствование восприятия.
В старшем дошкольном возрасте образное мышление продолжает совершенствоваться, складываются элементы логического мышления.
Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.
Благодаря играм-головоломкам, ребёнок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач. Головоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами, что чрезвычайно полезно для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание.
В играх-головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника.
Игры-головоломки учат детей усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию, способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника.
Реализуя проект, педагоги детского сада решают задачи по оптимизации познавательного развития дошкольников, интеграции познавательной активности детей в контексте исследовательской, поисковой, экспериментальной деятельности, по созданию условий повышения эффективности реализации образовательной области «Познавательное развитие».
Образовательная деятельность в старшей группе по использованию игры-головоломки «Складушки»:«Светофор».
Воспитатель Мицукова Лилия Владимировна.
https://drive.google.com/file/d/1-DOMgEyoJLnuD_Qcs5xVWK-pNNRsK57Y/view?usp=sharing